lj_telegram

Category:

Софья Багдасарова об искусстве, походах в музей с малышами и шоколадом, AC/DC и ЖЖ

Начался новый год и начались новые дежурства. И начать мы решили с самого успешного блога 2017 года, новой звезды ЖЖ и лауреата премии Neforum Awards — Софьи Багдасаровой shakko.ru.

Софья — победитель в номинации «Лучший лонгрид»

Блог «шкодливого историка искусства» shakko.ru, как называет себя сама Софья, в представлении не нуждается! Мы весь год зачитывались ее постами о том, почему Шилов плохой художник и почему Брюллов хороший, пытались отгадывать ее загадки про «ненастоящего усатого сына великого давателя фамилии лошади» и рассматривали самые известные картины про море.

Софья — из тех людей, что меняют собой ландшафт. Кто бы мог сказать, что искусство станет главной из главных тем ЖЖ в 2017 году?! Мы даже специально придумали категорию на главной странице ЖЖ — Арт. В этой категории и будет дежурить shakko.ru, ну а мы с вами будем этим наслаждаться.

Традиционно перед началом дежурства мы попросили Софью немного рассказать о себе и задали ей несколько вопросов:

Софья Багдасарова, shakko.ru — журналист, искусствовед. Более десяти лет пишу в различные российские издания про культуру, историю и изобразительное искусство. Страдаю ультрафиолетовым чувством юмора, которое накладывает явный отпечаток на то, что я пишу у себя в блоге  про искусство, особенно в рубрике «омерзительное искусствоведение».  

Любимая книга про искусство — «Имя розы», потому что она добрая.  Любимая музыка — AC/DC.
Любимая строчка в меню — там, где про темное пиво.
И пожалуйста, не судите об искусствоведах по последней книге Пелевина!

— Нас очень восхищает ваша продуктивность! Вы публикуете посты каждый день! Иногда по несколько постов. Как вы организуете свою блогерскую деятельность? Как долго готовите посты?

— Обычно я готовлю материалы в выходные на неделю вперед, но иногда  накатывает вдохновение и сильные эмоции (например, гнев) при виде  какого-нибудь современного «шедевра» искусства, и тогда я пишу  экспромтом, иногда засиживаясь в рабочий день за полночь.  

Кстати, именно такие, полные чувств тексты и оказываются особенно интересны людям... 

Если честно, моя продуктивность — не так уж и велика,  как кажется, ведь я выкладываю в блог и уже готовые тексты — свои старые журналистские статьи, либо ссылки на те, которые  я пишу по работе.

— Как  ходят в музеи искусствоведы? Ваш поход в музей чем-то отличается от того, как ходят в музеи простые смертные? Можете дать какой-то совет читателям: как качественно проводить время в музее?

— Разумеется, профессиональная деформация очень сильно влияет на способ  восприятия. Из забавного: испытываю глубокий душевный дискомфорт, если  ради посещения надо отстоять очередь и купить билет за деньги, ведь я  привыкла ходить на вернисажи по приглашениям за день до официального открытия выставок. А общие советы о качественном посещении — просты: удобная обувь, шоколадка или орехи про запас (чтобы  подкрепиться, когда устанешь). Ой, и путеводитель хороший, разумеется, чуть не забыла.

— Вы путешествуете специально, чтобы посмотреть какую-то выставку или музей? 

— Ради отдельных выставок не приходилось путешествовать, только больших  фестивалей. А большое количество хороших музеев, безусловно, влияет на  мой выбор европейской страны для отдыха. Но особенное удовольствие —найти любопытный, пускай и маленький музей, в каком-нибудь курортном месте с пляжами, и отыскать там что-нибудь необыкновенное.

— Есть у вас любимый музей?

— Мне всегда нравится приходить в Главное здание Пушкинского музея, там  отдыхаешь душой. 

Это ощущение из детства — поэтому я и считаю, что  маленьких детей надо водить в музеи, хоть они ничего не понимают пока.  Зато они проникаются атмосферой, и в голове у них  закрепляются положительные ассоциации, про то, как хорошо когда-то проводил тут время с родителями. 

А из частных музеев мне сейчас полюбился московский Музей русского импрессионизма, там все очень  дружелюбные и здорово все организовано. 

— Сейчас в тренде споры про СССР: были помидоры — не было помидор, «Приключения Петрова и Васечкина» — хороший фильм или плохой. А советское искусство, оно какое?  Каким оно было бы, не  будь железного занавеса, ограничений свободы слова, репрессий? Было бы оно другим?

— В 1932 году ЦК ВКП(б) принял постановление «О перестройке  литературно-художественных организаций», которым, в частности, разогнал  все существовавшие художественные группировки. 

Таким образом был положен  официальный капут советскому авангарду — и мы сразу  утратили передовое место в мировом искусстве. 

Все нефигуративное, абстрактное — ушло в подполье на долгие десятилетия. А зрителя никто не учил его воспринимать. Поэтому и сейчас мы имеем в России такое «отсталое» отношение к искусству, давно ставшему на Западе  классикой.

— Давайте про современное искусство, вот эти инсталляции мультимедийные, например, вот это всё — оно будет кому-то интересно через сто лет?

— Опыт показывает, что инсталляции столетней давности сейчас дико  интересны. Правда, некоторые из них — не художественной ценностью, а  исторической, социальной. Посмотрите на «летатлин» — модель летательного аппарата 1920-х годов, который многие десятилетия пылился в Центральном музее ВВС, как вполне себе технический предмет истории. И только что его передали в Третьяковку как уникальный предмет искусства авангарда. Наверняка и через сто лет то, что делается сегодня, будет любопытно — только нам не угадать, с какого ракурса. 

— Может ли искусствовед определить, что из современного искусства — мода, а что станет вечной ценностью? Есть ли вообще у наших  современников шанс на вечность?

— У искусствоведов есть разные специализации, как например, у филологов —  кто-то занимается итальянским ренессансом, кто-то русской иконописью,  кто-то контемпорари-артом. И разные искусствоведы могут судить о  современном искусстве с различной степенью компетенции.  

Но чтобы угадать, что именно станет "вечной ценностью" надо еще и иметь  особенное чутье. А также репутацию, чтобы твой выбор, собственно, и  повлиял на рост репутации обсуждаемого экспоната.

Редакция ЖЖ с нетерпением ждет начала дежурства Софьи и желает ей удачи!

Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →